Print

Аджария. «Жемчужина Грузии». Бульдозером по геополитике

Опубликовано в Российские новости

Владимир Дергачев

 

IMG_2182.jpg 
Батуми. Современный вид столицы Аджарии

 

Автономная Республика Аджария (336,5 тыс. жителей) была образована в 1921 году. Это единственная советская автономия, основанная не на национальном, а на религиозном принципе.  

 

 

Когда я, будучи аспирантом,  принимал экзамены по географии на экономическом факультете МГУ, то абитуриента, которому доставался  вопрос о Грузии, дополнительно спрашивали, кто живёт в Аджарии, если в Абхазии живут абхазцы?  Правильный ответ — в Аджарии живут грузины исповедующие  ислам. Аджарцы являются этнографически группой грузинского народа, среди которой в средневековье в составе Османской империи распространился ислам.

 

Столица Аджарии Батуми (154 тыс. жителей, до 1936 года – Батум) — главные морские ворота и приморская туристическая столица Грузии. В приморской зоне Аджарии расположены курорты Кобулети, Махинжаури, Гонио, Сарпи и др.


По национально составу в автономии доминируют грузины (93%), живут так же русские, армяне, греки, абхазцы и др. В Османской империи было распространено криптохристианство (подпольное или тайное христианство) и грузины смешивали ислам и православие в быту. В последние десятилетия в результате массовой рехристианизации  грузинского населения Аджарии, активно поощряемой Грузинской  православной церковью, в автономии стали преобладать христиане (70%). Но еще в 80-е годы двадцатого столетия  большинство составляли приверженцы ислама.


***
Я был в Батуми несколько раз с конца 60-х до  80-х годов, в том числе во время круизов по Крымско-Кавказской линии на  дизель-электроходе «Россия» (немецкая «Патрия», 1938 года постройки). Лайнер длиной 182 метра брал на борт 792 человека при экипаже в 275 человек. Лайнер строился  для трансатлантических линий и служил визитной карточкой Третьего рейха за рубежом.

674143_640.jpg


В молодости я провел один из отпусков  в Аджарии. Подробно: Зимний месяц в Махинджаури.


***
Прошло несколько десятилетий, Грузия стала независимым государством. В мае 2016 года, участвуя в международной конференции на борту морского парома «Каунас Сивэйс», я вновь посетил Аджарию. 


***
Территория Аджарии, занимая исключительно выгодное геостратегическое положение на Кавказе и международных торговых путях, на протяжении веков оказывалась между крупными центрами силы, включая Османскую и Российскую империи. В результате  историческая область Аджарии оказалась разделена между государствами.


Южная часть Аджарии (Зачорохский край) и исторической Грузии оказалась на территории Турции, где находятся области (илы) Артвин, Ардаган и частично Эрзурум.  Здесь формировались картвельские племена, заселившие впоследствии Восточную Грузию и образовавшие в 9 веке средневековое феодальное царство (княжество) Тао-Кларджети («царство Грузин»), население которого состояло преимущественно из грузин и армян. Царство основал Ашот Багратиони (Великий). Династия Багратиони считала себя потомками царей Древнего Израиля — Давида и Соломона.  Ашот Багратиони  был пожалован византийским императором титулом курополата (византийский придворный чин, позже почетная должность).  Несмотря на то, что грузинское царство было вассальным, Багратиони успешно боролся против арабов и распространил свою власть  на всю Южную Грузию.


Небольшой турецкий городок Артануджи (5,3 тыс. жителей)  в Артвинском иле в 9 -10 веке был столицей  грузинского княжества. Согласно историческим хроникам, грузины появились здесь  еще в 5 веке, когда начались разработки местных золотых рудников. В дальнейшем через город проходил один из маршрутов Шёлкового пути. Впоследствии грузинская столица переносится в Кутаиси и Тбилиси.


Территория средневекового княжества Тао-Кларджети («царства Грузин»). 
http://arshba.ru/material/maps/992_994_Tao.gif

В 16 веке под напором Османской империи грузинские цари утрачивают контроль над Тао-Кларджети, в 1551 году турки занимают Артануджи.   

 

Подробно:
Заур Маргиев Батум во времена Османской империи. Краткий административный, статистический и исторический обзор Батуми и региона в составе Османской империи. – Батуми: Алиони. 2008.
782 с. Московское издание, 2008, 336 с.

 

По итогам русско-турецкой войны 1877—1878 годов  Аджария (территория бывшего грузинского княжества) на основе итогов международного Берлинского конгресса, пересмотревшего решения


Сан-Стефанского мирного договора,  вместе с другими историческими грузинскими землями вошла в состав Российской империи. Россия отказывалась от Баязета и Алашкертской долины и приобрела лишь Ардаган, Карс и Батум, в котором обязалась ввести режим порто-франко (свободной торговли). Эти земли  составляли Батумскую и частично Карсскую область. Батумская область  с населением в 142 тыс. жителей (1914) как административно-территориальная единица Российской империи  была основана в 1878 году, упразднена в 1883 году с включением в Кутаисскую губернию, и восстановлена с 1903 по 1918 гг. 


***
Перед Первой мировой войной штаб Кавказского округа не ожидал наступления противника со стороны суши. Наиболее возможным вариантом действий турок считалась высадка десанта с целью овладения Батумом, но город прикрывала крепость.  В 30-тысячном многонациональном городе жило 29% грузин и мингрелов, 22% русских, 14,3% греков, 13,5% армян, 5% евреев и пр. При этом треть населения города была представлена иностранными подданными, из них 7 тыс. человек имело подданство Турции, 2 тыс. — Греции, 640 — Персии. В ноябре 1914 года сконцентрированные на русской границе турецкие отряды численностью до 5 тыс. чел. начали вторжение в Аджарию1.


Лояльность местного населения не вызывала сомнений у русских военных властей, но оно восстало. Жители пограничных районов традиционно промышляли контрабандой. Основной целью восставших и вооружённых турками банд стал грабеж, но  развить успех они не сумели. Отряды лазов и аджарцев, эффективно действовавших в лесисто-горной местности, не могли атаковать Михайловскую крепость. Русские военные власти приняли решение перебросить подкрепления из Ардагана и Батума для скорейшего умиротворения Чорохского края. Почти одновременно с действиями в Персии была завершена операция по очистке Аджарии. Русские войска перешли через реку Чорох, турецкие регулярные части покинули  территорию Империи. Местное население, участвовавшее в мятеже и грабежах, сдало оружие.  К апрелю 1914 года территория Чорохского края была очищена. 
Воспользовавшись относительным затишьем на приморском участке фронта, которое установилось летом и осенью 1915 года, турки провели ряд карательных акций против армянских сел, расположенных за Чорохом, на турецкой территории.


Ввиду роста «антимусульманского движения», российским властям удалось избежать угрозы значительных межнациональных и межконфессиональных конфликтов в тылу Кавказской армии. Вплоть до краха имперской власти в 1917 году их не было.

http://mtdata.ru/u22/photo61FF/20403213886-0/original.jpg


С ноября 1917 года Батумская область находилась под управлением Закавказского комиссариата и Закавказского Сейма. По Брестскому мирному договору, подписанному 3 марта 1918 года советской Россией без участия представителей Закавказского Сейма, Батумская область передавалась Турции. 15 апреля 1918 года турецкие войска без боя заняли Батумскую область и присоединили её к Турции (созданная 22 апреля 1918 года Закавказская Демократическая Федеративная Республика  не признала этот захват).


После поражения Турции в Первой мировой войне в Батум 16 декабря 1918 года прибыли британские экспедиционные войска. Батумская область была включена как управляемая британским губернатором отдельная административная единица в оккупационную зону британской Черноморской армии. Верховное командование войск союзников 8 апреля 1920 года объявило Батумскую область территорией под охраной Лиги Наций, занятой войсками Великобритании, Франции и Италии. 14 июля 1920 года командование союзников приняло решение о передаче Батумской области Грузинской демократической республике и 20 июля в Батум вступили грузинские войска.


После установления 25 февраля 1921 года советской власти в Грузии, турецкие войска по приглашению бежавшего в Батум правительства Республики Грузии 11 марта 1921 года заняли Батумскую область.


По условиям российско-турецкого Московского договора «о дружбе и братстве», подписанного 16 марта 1921 года между Великим национальным собранием Турции и правительством РСФСР бассейн реки Чорох вновь отошёл к Турции, хотя там сохранились важные памятники грузинской и армянской архитектуры. Во исполнение Московского договора  в октябре 1921 года был заключен Карсский договор о дружбе между закавказскими советскими республиками (Армения, Грузия и Азербайджан) и Турцией.  Турция признала право Грузинской ССР на северную часть Батумской области с городом Батумом. 17 марта 1921 года в Батуме началось организованное большевиками восстание против правительства Грузии, которое бежало, была провозглашена советская власть, а в Батум вступила 18-я кавалерийская дивизия РККА РСФСР. Турецкие войска отошли на линию границы, описанную в российско-турецком Московском договоре 1921 года (подтверждена как государственная граница Грузинской ССР 13 октября 1921 года Карсским договором).


16 июля 1921 года Революционный комитет Грузинской ССР издал декрет об образовании Аджарской автономной республики. Учитывая стратегическое положение Аджарии,  в Батуми дислоцировалась  9-я горнострелковая Краснознамённая ордена Красной Звезды дивизия имени ЦИК ССР Грузии. В начале Великой Отечественной войны дивизия обороняла границу с Турцией и занималась строительством оборонительных рубежей.


В 1945 году Советский Союз пытался пересмотреть договор, предъявив  территориальные претензии к Турции, однако не был поддержан другими великими державами и в 1953 году отказался от экспансии.


***
В 1991 году председателем Верховного совета Аджарской Автономной Республики стал Аслан Абашидзе, потомок местного княжеского рода. После начала гражданской войны в Грузии он создал собственные вооруженные силы. В отличие от руководства Абхазии и Южной Осетии, Абашидзе не пытался добиваться независимости Аджарии и развивал её как «свободную экономическую зону» с правом сохранения таможенных сборов в республике, а в 2000 году добился внесения в Конституцию Грузии особого государственного статуса Аджарии.


Аджария с уникальной двуязычной культурой была тесно связана с Россией. Аслан Абашидзе так парировал обвинение грузинский властей в излишней «промосковской ориентации»: «Любое государство, если оно хочет жить и развиваться нормально, должно устанавливать дружеские отношения со всеми странами, и особенно со своими соседями. Тем более, когда речь заходит о России. Это великий сосед, и только слепой не может не увидеть в дружбе с Россией взаимную выгоду и условие для процветания своей родины. С Россией мы связаны не только экономически, но и исторически, духовно. У нас общие геополитические интересы»2.


В 2004 году во время Аджарского кризиса Россия сдала Грузию с помощью «победителей»  демократии в Тбилиси, ставшими  проамериканскими марионетками. Согласно Карсскому мирному договору 1921 года Турция и Россия оставляли за собой право ввести войска в Аджарию и Нахичевань — автономии соответственно в Грузии и Азербайджане, в случае военного вторжения других государств в эти регионы. Россий ушла добровольно, а Турция, естественно, сохранила это право. Нарушен баланс сил в регионе, который складывался столетиями.   


***
После провозглашения независимости Грузии на территории республики в 1993 году оставалось свыше 15 тыс. российских военнослужащих.  Как правопреемник Советского Союза, Российская Федерация унаследовала геополитические интересы на Южном Кавказе. 145 мотострелковая дивизия, расквартированная в Аджарии,  была преобразована в 12-ю российскую военную базу. Она включала четыре мотострелковых полка, танковый  батальон, артиллерийский полк, зенитный артиллерийский полк, ракетный дивизион, разведывательный батальон, отдельный батальон связи, инженерно-сапёрный батальон, батальон химической защиты и другие части. Всего по состоянию на 1991 года дивизия располагала 62 танками (Т-72), 112 БМП, 125 гусеничными БТР, 86 артиллерийскими орудиями, ракетно-минометными установками Град.


Военная база обеспечивала безопасность и стабильность в регионе, пограничном  с Турцией, несколько раз предотвращала проникновение в Аджарию грузинской национальной гвардии отрядов «Мхедриони» и националистических  бандформирований  через административную границу Аджарии  с Грузией на реке Челоки и Кодорском ущелье.


В 1999 году с грузино-турецкой границы ушли российские пограничники, была создана аджарская пограничная служба. В 2004 году после «революции роз» противоречия между местной властью  и Тбилиси  вылились в Аджарский кризис. Масштабный вооружённый конфликт был предотвращён в результате переговоров между Россией и Грузией. Аджарский кризис завершился полным подчинением автономии Тбилиси, а Аслан Абашидзе с семьей получили политическое убежище в России.


После избрания президентом Грузии Михаила Саакашвили вывод российской базы  к 2008 году рассматривался как большая «виктория» грузинской демократии. Воинскими эшелонами военная техника была вывезена в Россию и на российскую военную базу в Гюмри (Армения). На территории российской военной базы в Аджарии в Гонио создается крупный туристический комплекс.


В апреле 2004 года на первом заседании нового парламента Грузии  избранный президент Михаил Саакашвили призвал занять непримиримую позицию в отношении  диктатуры «клана Абашидзе»,  «банды преступников, убийц и наркодилеров». В мае Саакашвили принял участие в демонтаже контрольно-пропускного пункта грузино-турецкой границе на реке Чолоки. Лихо управляя бульдозером,  грузинский президент не только  снес здание КПП, но и прошёлся бульдозером по многовековой дипломатии. За пылающими огнями парадным морским  фасада Батуми скрывается потенциальная угроза геополитической трансформации в регионе.  Геоэкономическая трансформация уже идет полным ходом и в Аджарии доминирует, не европейский, а турецкий бизнес. В Батуми активно работает генконсульство Турции, турецкие банки, небоскрёбы строятся турецкими фирмами. Сдача Аджарии в обмен на турецкие инвестиции в рекреацию и транспорт может обернуться в будущем угрозой для государственного суверенитета.  Ближайшее будущее покажет, где окажется Грузия в результате «бульдозерной» геополитики — под Европой или в качестве турецкого протектората.


Выгодное геостратегическое положение Аджарии на пути транспортировки бакинской нефти и возможная политическая нестабильность в Грузии может привести к непоправимым последствиям.   В Турции набирают мощь националистические партии, а часть элиты не расстаётся с надеждой вернуть «оккупированную» Грузией территорию. 


Современная Республика Грузия с Турцией имеет общую сухопутную государственную границу протяжённостью в 275 км.  В турецком обществе существуют мнения, что имеются спорные участки. Согласно Шестой статье Карсского договора Турция имеет полное право «вернуть Батуми и его область», то есть Аджарию в случае нарушений данного договора. На картах в турецких учебниках истории для 11-х классов территория Аджарии показана, как «оккупированная историческая область Батуми». В Аджарии выражают опасение усилением «турецкой экспансии». Жители некоторых приграничных сёл обвиняют турецкую сторону в регулярных нарушениях грузинской границы.


Активизация сотрудничества Грузии с НАТО не стало гарантом целостности Грузии, а лишь усилила присутствие американских инструкторов и натовской Турции, которая как набирающая мощь региональная держава согласно  геополитической доктрине стремится восстановить свое влияние на территории бывшей Османской империи. 


Подробно:
Турецкая геополитика. Доктрина «ноль проблем с соседями» и Realpolitik


***
В Грузии экс-президенту Саакашвили заочно предъявлено несколько обвинений, в том числе в растрате бюджетных средств, а также в превышении должностных полномочий. Грузинская прокуратура требовала от Украины экстрадиции Саакашвили, но получила отказ. Экс-президент называет свое уголовное преследование на родине политическим и осенью 2016 года обещает вернуться на родину после победы его партии на парламентских выборах. Когда этой новостью мы поделились со стариками, сидевшими  у входа на батумский рынок, они не пришли в восторг от очередного оптимистического заявления Михо: «Пусть он остаётся в Одессе, так как слишком много обещал грузинам и мало дел довел до конца». 


***
Локомотивами экономики Аджарии являются туризм, морской порт и сельское хозяйство, особенно экспорт мандарин и чая. Если в 2005 году Аджарию посетили всего 147 тыс. туристов, то в  2015 году — 454 тысяч.  В 2012 году туристы из Турции, Армении и Азербайджана составляли  90% всех иностранных туристов и 29% общего потока.  В 2015 году на первом месте были иностранные туристы из Турции (78,6 тыс.), особенно из Самсуна, Трабзона и Артвина. Турок привлекает дешевый отдых, легальные казино и возможности для развития бизнеса. На втором месте туристы из Азербайджана (47,8 тыс.), а на третье место вышла Россия (31,8 тыс.). За последние три года в Аджарии  побывало 431 тыс. туристов из России, причем каждый из них в среднем тратил свыше $100 в день. У Армении не простые отношения с Турцией и они предпочитают отдых на аджарском побережье. Армяне добираются до черноморского побережья преимущественно на автомобилях.


Летов в Аджарии можно встретить туристов из Ирана и Израиля, Украины и Молдовы, а так же  итальянцев, поляков, немцев, голландцев, прибывших на машинах  ( домах-фургонах) морскими паромами. 
Аджария позиционирует свой регион для российских туристов как круглогодичное направление.  


Местные туристические фирмы кроме лета предлагают множество экологических и  приключенческих туров, винных и гастрономических маршрутов весной и осенью. Зимой начал функционировать горнолыжный курорт Годердзи. Грузинская кухня относится к сокровищницам мировой гастрономии.


В Аджарии свыше 325 объектов для размещения туристов и каждый год сдаются в эксплуатацию новые отели. Среди брендовых отелей такие как «Шератон», «Хилтон», «Рэдиссон», «Диван Суит», «Кемпински» и «Мариотт». 

 

Фрагмент карты Аджарии. Показан маршрут из Батуми до горного села Чхутунети  на грузино-турецкой границе (120 км от аджарской  столицы), который мы посетили. См. справа внизу на карте. 
3957.jpg


Общий вид Батуми с моря 
IMG_2019.jpg


Вид из Батуми на заснеженные вершины Месхетского хребта с высотой до 2850 метров.

IMG_2171.JPG


***
Главным фактором развития Батумского порта является нефть. Основу этому заложило строительство железнодорожной линии и трубопроводов Баку-Тбилиси – Батуми. Из компаний, занимавшихся перевозкой нефти, в прошлом особенно выделялись объединения Ротшильдов, Манташевых и Нобелей. В 1873 году «Товарищество братьев Нобель» приобретает за 25 тыс. русских золотых рублей Бакинский нефтеперерабатывающий завод. В качестве партнера в нефтяном бизнесе Нобель выбирает барона Ротшильда, который заводит знакомство с двумя англичанами, предложившими строительство морских танкеров  для перевозки нефти. В 1885-1892 годы вблизи Батумской бухты было выстроено нефтеналивное предприятие и  два нефтяных причала. В 1892 году из английского порта West Hartlepool в Батуми вышел первый британский танкер «Murex», который затем, груженный нефтью, взял курс на Сингапур и Таиланд через Суэцкий канал.


В 1900 году закончилась прокладка керосинопровода Баку-Батуми. Благодаря Батумскому порту России в кратчайшие сроки удалось сначала догнать, а затем и перегнать Соединенные Штаты Америки по добыче и экспорту нефти. Батумский порт по своему значению и грузообороту становится одним из ведущих портов Черного моря. Позднее были построены еще 5 причалов для танкеров и сухогрузов. В двадцатые годы при советской власти грузооборот порта превысил 1 млн. тонн, что еще более ускорило его развитие. В 1959-1962 годы было построено здание Морского вокзала, а к 1967 году порт уже мог принимать на внешнем рейде крупнотоннажные суда.
В морском порту расположены пассажирский, нефтяной, грузовой и контейнерный терминалы. Участие в транспортировке нефти превратило Батумский порт в важнейший узел Евразийского транспортного коридора. Свыше 80%  грузооборота порта приходится на перевозку нефтепродуктов и нефти.

 

Морской паром «Каунас Сивэйс» в Батумском морском порту

IMG_2191.jpg


Вход на причальный комплекс по обслуживанию морских паромов
IMG_2189.jpg


Контейнерный терминал 
IMG_2175.JPG


В очереди на погрузку на морской паром 
IMG_2172.jpg


Припортовая железнодорожная грузовая станция.

IMG_2269.jpg

 

http://dergachev.ru/geop_events/250516-02.html#.WOJSp-9vUbc

Powered by Bullraider.com